Берестяной каюк на Кенском волоке
|
Внимание исследователей всегда было пристальным к территориям, по которым проходили древние пути. А в особенности к местностям на водоразделах, к водно-волоковым путям. Кенский волок один из самых известных волоков в истории России.
Он упомянут во многих документах и обозначен на картах. Древние новгородцы шли по нему к Белому морю и на Урал. Они строили здесь свои поселения и оставили свою культуру. Впоследствии фольклористы, историки архитектуры, этнографы, привлечённые громким именем Кенского волока открыли для себя, удивительный по насыщенности древностями, край. Сейчас Кенский волок находится между двумя красивейшими национальными парками, Водлозерским и Кенозерским, которые призваны охранять и развивать природное и историко-культурное наследие Русского Севера. Внимание к объекту этого наследия – Кенскому волоку закономерно. Здесь очень много культурной информации.
Данная статья является первым этапом к осуществлению проекта под условным названием «Кенский волок: реконструкция средств и маршрутов передвижения в эпоху Средневековья» Скачать полную версию статьи можно по следующей ссылке. |
Менее известен второй вариант прохождения Кенского волока, через Кумбасозеро. Кумбасозерский волок с исследовательской целью на исторической лодке никто не проходил.
Кумбасозерский путь чётко и ясно, так же как и Черевский путь обозначен на карте старообрядца «большака» Даниловского монастыря Мануила Петрова, которую нашёл исследователь из Петрозаводска Михаил Юрьевич Данков. Карта датирована 1747 годом. До 50-х годов 20 столетия, дорогой от Кенозера до Кумбасозера пользовались и она обозначена на современных картах, как тракторная.
«Берещаный каюк»
Таможенные книги государства Московского - очень интересный и ценный источник по многим вопросам экономической истории, в том числе и по речному судоходству на Европейском севере в XVII веке.
По рекам Северодвинского бассейна передвигались в обоих направлениях берестяные каюки и каючки. Маршруты у них были довольно продолжительные, например, от Архангельска шли на Вятку и к Соли Камской, с Устюга на Печору, Пустозерск, Сибирь и обратно. Только за период с 22 по 30 сентября 1655 г. мимо Сольвычегодска прошло 15 берестяных каючков с Печоры.
Какого вида были древние суда Европейского Севера, можно догадываться по указанным размерам, по количеству груза и экипажа
Экипаж берещаного каючка составлял от 2до 4 человек. По размеру взимаемой пошлины в сравнении с другими судами, берестяной каюк был одним из самых малых по размеру и лёгким судном, хорошо шёл против течения и мог легко преодолевать встречающиеся волоки на путях из Вологды. Архангельска. Великого Устюга, на Печору и далее в Сибирь.
По количеству прошедших мимо Сольвычегодска за период с мая по сентябрь 1656 года судов , зафиксированных в « книге отменнёных пошлин» это самое распространённое судно. За пять месяцев прошло 40 лодок, 21 судно, 7 дощаных судна, 1 вилегодское судно, 3 дощаника, 1 дощаный каюк, 1 карбас и 52 !!! берестяных каюка. Цифры говорят сами за себя. Почти каждое второе судно именовалось - берестяной каюк или каючок.
Мною и моими сотоварищами с 2007 года делаются практические шаги по возрождению берестяного каюка в памяти и в жизни.
Для Кенозерского проекта будет сделана реконструкция берестяного каюка.. Судно на троих человек весит не больше 45 килограмм, что позволит его легко переносить на себе двум участникам экспедиции. Третий участник будет нести нехитрый скарб. Осадка судна составляет 15-20 см., так что мелководье ему не страшно. Из-за своей легкости и малой осадке каюк легко поднимается против течения. В эпоху средневековья судно с такими характеристиками могло широко использоваться на реках таёжной зоны.
Надеюсь, что в скором времени мы с товарищами испытаем себя и берестяной каюк при прохождении древнего пути предков – Кенский волок.
Искренне ваш Александр Шутихин.