Берестяная лодка

Бересту относят к одному из древнейших материалов, которые человек начал использовать для своих надобностей.
Берестяная лодка – это лодка охотника, кочевника, путешественника, воина. Она использовалась только как средство быстрого передвижения. На ней невозможно отдыхать, заниматься рыболовством, перевозить грузы превышающие, сопоставимые с человеком, размеры. Древние путешественники могли преодолевать речные волоки, подниматься вверх по течению, благодаря её легкому весу. Они могли с собой ещё нести и необходимые вещи: оружие , продукты и другое, без чего немыслим дальний переход . Такая лодка могла существовать только в таёжной зоне, где можно в любое теплое время года найти материалы для строительства и ремонта.
По волнам Белого Моря Два руководителя По технологии это несомненно одна из простейших лодок. С помощью простейших инструментов шила и ножа, можно заготовить материал – бересту, сосновый корень и ветви ели и изготовить лодку за короткое время, которое зависит от размеров судна и навыков строительства. Деревянные детали – ветви ели можно использовать несколько раз, так как они долговечны. Вполне возможна замена полотнища бересты, по мере её изношенности. Бересту можно заготовлять в любое тёплое время года в таёжной зоне. Но на один –два сезона или один большой переход одного полотнища бересты хватало. Всё зависело от характера течения реки, сложности перехода, опыта путешественников.

Сюмодпыж – берестяная лодка была древнейшим средством передвижения по воде у народа коми . Лодку можно было использовать и для перевозки больших по объёму грузов, но только вниз по течению. Русские промышленники, добыв пушнину в верховьях северных рек Вычегды, Печоры и других, могли быстро построить сами или заказать построить местному аборигенному населению, необходимого размера лодку (до 12 метров в длину), и спуститься в низовья рек до мест где проводились ярмарки и скупалась пушнина. В таможенных книгах Московского государства XVII века упоминаются «берещаные каюки», пришедшие с Вычегды или Печоры с товаром в Великий Устюг, Сольвычегодск. «Берещаные» по словарю Даля – значит сделанные из бересты.
Каюк – распространенное название речного грузового судна на Руси и не только. У народности чулымцы в Сибири каюком называли именно берестяную лодку. Берестяные каюки с Печоры, их больше всего упоминают в таможенных книгах, были большой вместимости. Осначих то есть гребцов на судне было от 3 до 6 человек.

2007 год. Первый поход по р.Пушма и р.Юг На первой лодке был совершен переход длинной 141 км за 3 дня. (Фоторепортаж)
2008 год. Поход по р.Северная Двина Вторая лодка строилась в деревне Княжево Котласского района Арх. обл. и на ней опытный турист Виктор Бужинский прошёл 600 км. по Северной Двине. (Фоторепортаж)
2009г. Поход на Соловки. Реконструктивная археология Фоторепортаж и доклад участников экспедиции А.Шутихина и А.Мартынова. Подробнее...
Берестяной каюк Подробнее...


Hosted by uCoz